Если составить рейтинг городских районов по транспортной доступности, то «подвал» этого списка прочно оккупирует Фрунзенский. По мнению экспертов, только появление новой ветки метро оживит развитие торговой инфраструктуры и повысит покупательский интерес к квартирам этого района.
Фрунзенский район расположен в юго-восточной части Петербурга. Граничит с Невским, Московским, Центральным, Колпинским и Пушкинским районами. С запада и востока его территория ограничена железнодорожными ветками Витебского и Московского направлений соответственно. Площадь района составляет примерно 3,7 тыс. га. Это одна из самых густонаселенных административно-территориальных единиц города - здесь проживают около 393 тыс. человек.
В тисках железных дорог Фрунзенский район - по хронологии и функциональности застройки - можно разделить на две части. Северная, старая часть территории (улицы, примыкающие к Обводному каналу, Лиговскому и Волковскому проспектам), является промышленной. Ее большую долю занимают промзоны (здесь находятся завод «Старт», ООО «Топливные системы», завод имени Шаумяна, автопарк, комбинат «Северное сияние», станция Витебская товарная) и два кладбища - Волковское и Нововолковское. И на юго-востоке района, в Обухово, есть еще одна крупная промышленная зона, в которой размещены Завод металлоконструкций, Домостроительный комбинат № 2, Обуховское производство строительных конструкций, завод «Стройфарфор» и др. Промышленные территории во Фрунзенском районе занимают не менее четверти всей его площади.
Южная часть - Купчино - сложившийся крупный спальный район с неплохо развитой социальной и торговой инфраструктурой.
Границы Фрунзенского района в их нынешнем виде сформировались только в 1960-х, когда администрацией города было принято решение соединить территорию южнее Обводного канала с Купчино. В результате район стал узкой «полосой», вытянутой с севера на юг между двумя железнодорожными ветками - Витебской и Московской. Они практически полностью изолировали Фрунзенский район от Московского и Невского. Почти сразу наметилась проблема транспортной доступности территории. Зажатая между двумя ветками железных дорог, эта земля нуждалась в основной магистрали, которая связала бы ее с центром города. Однако главная трасса так и не была проложена, несмотря на многочисленные проекты пробивки в центр Софийской, Пражской, Бухарестской, Будапештской улиц. Реализации этих проектов мешало старое Волковское кладбище, располагающееся в северной части района.
В результате роль центральной магистрали для этого административного района стал играть проспект Славы, но при движении не с севера на юг, а с запада на восток. Таким образом, жители Фрунзенского района вынуждены добираться домой через соседние - Московский или Невский.
Плохая транспортная доступность является главной проблемой Фрунзенского района до сих пор. Территорию обслуживает единственная станция метро «Купчино», расположенная на южной границе Московского и Фрунзенского районов и совмещенная с железнодорожной станцией (направление на Пушкин - Павловск). Она удалена от спальной части района, в часы пик обитатели кварталов Купчино вынуждены штурмовать маршрутки, трамваи и автобусы, чтобы попасть на работу и домой. Довершает же транспортные проблемы Фрунзенского района тот факт, что на его основной транспортной трассе - проспекте Славы - постоянно возникают пробки, что значительно тормозит движение автобусов и троллейбусов.
Экологическое состояние промышленных и жилых кварталов, в зависимости от их местоположения, существенно различается. Наиболее загрязнена северная часть Фрунзенского района, где располагаются производственные предприятия. Сильно загазованы проспекты Славы и Лиговский.
В жилых массивах Купчино воздух значительно чище. Доля зеленых насаждений района составляет около 30% его общей площади. Большая их часть сосредоточена на юге Фрунзенского района. Здесь немало зеленых дворов и скверов, между Южным шоссе и проспектом Славы расположен парк Интернационалистов.
Территория дешевого жилья По составу и качеству жилищного фонда во Фрунзенском районе можно выделить несколько отдельных территорий. В его северной части, где размещена промышленная зона, есть несколько жилых анклавов. Они сформировались вокруг Лиговского проспекта, а также на участках, примыкающих к Мгинской и Стрельбищенской улицам.
Большая часть домов вдоль Лиговского проспекта построена до 1917 года. Здесь только некоторые здания прошли капремонт, немало строений в аварийном состоянии с ветхими коммунальными квартирами.
Вдоль улиц Мгинской и Стрельбищенской есть несколько кварталов, созданных в сталинское время. Однако сталинки здесь не пользуются популярностью. Большая часть коммунальных квартир в них заселена бывшими или нынешними работниками окрестных предприятий. Многие дома до сих пор имеют статус ведомственных.
Южную, спальную часть Фрунзенского района, по хронологии застройки можно разделить на две части. Жилой квартал от улицы Фучика до улицы Димитрова заполнен в основном хрущевками. Здесь немало домов старых блочных 606-й и 504-й серий. По мере продвижения на юг (от Димитрова до Балканской улицы) застройка становится все более современной, хрущевки попадаются реже. Эта территория застраивалась в 1980-90 годы по единому плану. Здесь много панельных зданий 137-й серии. Кирпичные - возводились позже, их существенно меньше.
«Спросом у покупателей жилья во Фрунзенском районе пользуются качественные современные кирпичные и панельные дома вдоль проспекта Славы, в кварталах, обладающих приемлемой транспортной доступностью, расположенных недалеко от станции метро «Купчино», - говорит главный аналитик ГК «Бюллетень Недвижимости» Сергей Бобашев.
Торговлю тормозит отсутствие метро На территории Фрунзенского района сосредоточено несколько гипермаркетов и два крупных торгово-развлекательных комплекса. На Балканской площади - поблизости от станции метро «Купчино» - находится ТРК «Балканский», на Пражской улице - ТРК «Южный полюс». К услугам жителей района несколько сетевых продуктовых гипермаркетов - «О'Кей» на Малой Балканской улице, «Рамстор» на Боровой. На Бухарестской улице располагаются продуктовые гипермаркеты «Карусель», «Лента» и строительный магазин «Старт». По словам Игоря Лучкова, директора департамента оценки и аналитических исследований компании Becar Commercial Property SPb, развитие торговой недвижимости в районе замедляет малоразвитая система метрополитена. Новых проектов мало, существующие объекты не удовлетворяют потребности жителей густонаселенного района. Одним из немногочисленных крупных проектов во Фрунзенском районе является строительство многофункционального комплекса «Словацкий дом» (на пересечении улицы Салова и Волковского проспекта). Его общая площадь составит порядка 100 тыс. кв. м. Согласно проекту комплекс будет включать в себя торговые площади, рестораны и кафе, боулинг, фитнес-центр, многозальный кинотеатр, а также офисный центр.
Во Фрунзенском районе действует порядка 30 бизнес-центров, предлагающих аренду офисных площадей. Большая часть из них относится к низкокачественным деловым объектам, появившимся в результате реконструкции промышленных и административных зданий постройки советского периода. Среди наиболее крупных офисных комплексов класса «В» - «Софийская площадь» на улице Белы Куна (11,3 тыс. кв. м), «Статус» на Лиговском проспекте (6,2 тыс. кв. м), «Информ-Футуре» на Тамбовской улице (3,6 тыс. кв. м), «Парус» на улице Белы Куна (3,5 тыс. кв. м). На Софийской улице функционируют два крупных бизнес-центра класса «С» - «Софийская, 14» (30 тыс. кв. м) и «Софийская, 17» (9,2 тыс. кв. м).
На территории района ведется строительство новых современных объектов с офисной функцией, таких как торгово-офисные центры - «Морской клуб», на Лиговском проспекте, 140, лит. Б, и еще один - на Лиговском проспекте, 226.
В составе многофункционального жилого комплекса «Самсон-Лиговка», на бывшей территории комбината «Самсон», планируется возведение шестиэтажного бизнес-центра. Сообщается о планах на будущее по строительству многофункционального комплекса на пересечении улиц Турку и Бухарестской, а также делового центра на улице Ярослава Гашека.
Во Фрунзенском районе расположено несколько отелей и мини-гостиниц. К наиболее вместительным гостиницам относятся - «Нептун» на набережной Обводного канала (150 номеров) и «Южная» на Растанной улице (268 номеров).
Район останется спальным Жилищное строительство во Фрунзенском районе ведется достаточно активно. В настоящее время здесь возводят дома многие строительные компании города: «Ленстройтрест», «ЛенСпецСМУ», «Строймонтаж», «ЛЭК», «Квартира.ру», «ИПС», «ЮИТ Лентек», «РосСтрой» и др.
К наиболее крупным жилым проектам района, находящимся в процессе строительства, относятся: кирпично-монолитный комплекс «Радуга» компании «ЛенСпецСМУ» на Загребском бульваре (срок сдачи - первый квартал 2009 года) и жилой комплекс «Международный» компании «Квартира.ру» на улице Турку (срок сдачи - последний квартал 2008 года).
«Во Фрунзенском районе продолжается уплотнительная застройка, в основном здесь возводятся дома эконом-класса, - говорит Сергей Бобашев. - В настоящее время в сознании большинства горожан район является типичным спальным, ориентированным в целом на недорогое жилье, и репозиционировать территорию в ближайшее время вряд ли удастся».
Перспективы развития жилищной функции района связывают с реализацией городской программы реновации территорий, застроенных зданиями первых массовых серий. Во Фрунзенском районе в список кварталов, предназначенных для реновации, вошли пять участков. Этокварталы вдоль русла реки Волковки, территория, застроенная ведомственным жильем ОЖД, у Фарфоровского поста (ограниченная улицами Белы Куна и Софийской, проспектом Славы, а также полосой отвода Октябрьской железной дороги). В список включены несколько кварталов в районе создания будущей станции метро «Волковская» (участок ограничен Волковским проспектом, Средней и Грузинской улицами, железнодорожной веткой, Бухарестской улицей) и жилые массивы, ограниченные улицами Белы Куна, Софийской, Пражской и Турку. В феврале текущего года депутаты Законодательского Собрания Петербурга внесли в список еще одну территорию Фрунзенского района - жилой анклав у Лиговского проспекта (ограничен Лиговским проспектом, Расстанной, Тамбовской и Прилукской улицами).
Положительное влияние на развитие как жилой, так и коммерческой недвижимости района окажет реализация проектов по улучшению транспортной доступности территории - реконструкция дорог, строительство «Надземного экспресса» и Фрунзенского радиуса метрополитена.
В декабре прошлого года было открыто движение по обновленному Дунайскому проспекту - от Купчинской до Софийской улицы. Реконструкция проспекта длилась около года, за это время проезжая часть была расширена до шести полос, оборудованы проезды к домам, реконструированы инженерные сети.
До конца 2009 года над Обводным каналом будут демонтированы три старых «американских моста» и построены два новых. Проектом Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству также предусматривается расширение набережной канала, а также реконструкция и расширение проспекта Обуховской Обороны.
Начало строительства новой системы легкорельсового транспорта - «Надземного экспресса» - запланировано на первую половину 2008 года. Первая очередь трассы появится в городе в начале 2011-го. Трасса свяжет пять южных районов города: Красносельский, Кировский, Московский, Фрунзенский и Невский. В Купчино, за Бухарестской улицей, «Надземный экспресс» опустится на землю и пройдет до Софийской улицы. Переход через нее будет проложен по эстакаде. Далее трасса перейдет на четную (северную) сторону продолжения Дунайского проспекта - проспект Девятого января, опускаясь на землю. Конечная остановка после эстакадного пересечения с линией Московского направления Октябрьской железной дороги - наземный павильон
«Станция метро «Обухово».
Перспективы радиуса Планы создания Фрунзенской ветки метро (или Фрунзенского радиуса) родились давно - еще в 80-х годах прошлого века. По проекту Фрунзенский радиус должен соединить Купчино и Приморский район. Эту линию начали возводить еще в 1990 году, но из-за проблем с финансированием строительство ветки постоянно откладывалось.
К концу 2008 года планируется построить четыре новые станции Фрунзенского радиуса: «Площадь Мира-2» (на Сенной площади, между улицей Ефимова и существующим вестибюлем станции метрополитена «Сенная площадь»), «Звенигородскую» (на пересечении Звенигородской улицы и Загородного проспекта), «Обводный канал» (угол Лиговского проспекта и набережной Обводного канала), «Волковскую» (на участке между Волковским проспектом, Средней и Грузинской улицами).
Сначала выход на поверхность появится только на станции «Волковская» (остальные будут транзитными). Эскалаторы на «Площади Мира-2», «Звенигородской» и «Обводном канале» скорее всего появятся лишь к 2010 году. Впрочем с «Площади Мира-2» и «Звенигородской» можно будет перейти через переходы на ближайшие станции - «Садовую» и «Пушкинскую».
Вестибюль станции метро «Волковская» планируют расположить непосредственно возле платформы железнодорожной станции «Волковская». Далее Фрунзенский радиус продолжат до Малой Балканской улицы. Линия пройдет вдоль Бухарестской улицы (станции метро будут располагаться на перекрестках с улицами Салова, Белы Куна и проспектом Славы). Завершить работы планируется к 2012 году.
Аналитики считают, что появление метро в этом районе может стать катализатором роста объемов коммерческой и жилой недвижимости в южной части Фрунзенского района. «В настоящее время инвестиционная активность в районе невысока, и вся она сосредоточена на жилищном строительстве и торговых комплексах, - считает Сергей Бобашев. - В связи с запланированным вводом Фрунзенского радиуса метро ожидается увеличение спроса на жилье в данном районе. Кроме того, открытие метро оживит формирование торговой инфраструктуры, что может повысить покупательский интерес к квартирам в этом районе».
По мнению г-на Бобашева, северная часть Фрунзенского района, занятая промзоной, пока не имеет существенных перспектив развития. Вывод крупных предприятий здесь пока не планируется, жилые кварталы будут постепенно расселять и сносить. «Строительство жилья в промышленной северной части Фрунзенского района, вероятнее всего, активизироваться не будет, здесь уместнее разместить логистические комплексы, - поясняет Сергей Бобашев. - Исключение составляет жилой анклав у Лиговского проспекта. Близость к центру позволяет развивать на этом участке офисную функцию. В этом квартале уже есть проект создания гостиничного комплекса».