Программа разработана Жилищным комитетом Администрации Санкт-Петербурга и Комитетом по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Администрации Санкт-Петербурга в порядке реализации распоряжения губернатора Санкт-Петербурга от 18 января 2000 года N 40-р "О мерах по обеспечению государственной поддержки молодых семей и отдельных молодых граждан в улучшении жилищных условий" при участии Фонда развития Санкт-Петербурга и Северо-Западного региона.
В рамках Программы под ее участниками понимаются:
одинокие молодые граждане в возрасте от 18 до 30 лет, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий;
молодые семьи, в которых один из супругов не достиг 30-летнего возраста и состоит на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий (абзац в редакции, введенной в действие с 13 июня 2006 года Законом Санкт-Петербурга от 24 мая 2006 года N 231-37, - см. предыдущую редакцию);
неполные семьи с детьми, в которых отец или мать не достигли 30-летнего возраста и состоят на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Государственная поддержка в строительстве (реконструкции) или приобретении жилья в рамках Программы заключается в предоставлении участникам Программы, имеющим финансовую возможность единовременной выплаты в размере не менее 30 процентов от стоимости приобретаемого в рамках Программы жилья, рассрочки оплаты остатка его стоимости на срок до пяти лет и на срок до десяти лет при их участии в ссудонакопительной системе финансирования Программы.
Право на предоставление государственной поддержки в строительстве (реконструкции) или приобретении жилья в рамках Программы может быть использовано только один раз, после чего граждане, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, снимаются с указанного учета.
В случае, если в составе молодой семьи один из супругов не является гражданином Российской Федерации, постоянно проживающим в Санкт-Петербурге, в отношении него государственная поддержка в строительстве (реконструкции) или приобретении жилья в рамках Программы не оказывается.
Участники Программы, состоящие на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобретают в рамках Программы жилье по себестоимости строительства (реконструкции) объектов недвижимости, которое осуществляется юридическим лицом, реализующим Программу, одним из участников (учредителей) которого является Санкт-Петербург (далее - юридическое лицо), либо по стоимости жилья, приобретаемого в установленном порядке юридическим лицом на рынке недвижимости Санкт-Петербурга, в пределах:
для одиноких молодых граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, - 33 кв.м общей площади жилья;
для молодых и неполных семей в составе двух человек, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, - 42 кв.м общей площади жилья;
для молодых и неполных семей в составе трех и более человек, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, - 18 кв.м общей площади жилья на каждого члена семьи.
Участники Программы, имеющие в своем составе членов семьи, не состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, приобретают в рамках Программы жилье по себестоимости строительства (реконструкции) объектов недвижимости, которое осуществляется юридическим лицом, либо по стоимости жилья, приобретаемого в установленном порядке юридическим лицом на рынке недвижимости Санкт-Петербурга, в пределах 18 кв.м общей площади жилья на каждого члена семьи, состоящего на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий.
В случае если площадь приобретаемого жилого помещения превышает установленные нормы площади жилья, участники Программы оплачивают разницу в площади жилого помещения исходя из рыночной стоимости жилья в Санкт-Петербурге, определяемой в установленном порядке.
Первоочередное право на приобретение жилья в рамках Программы имеют следующие участники Программы:
проживающие в аварийных жилых помещениях;
инвалиды, а также семьи (молодые и неполные), имеющие в своем составе инвалидов; проживающие совместно с больными, страдающими тяжелыми формами хронических заболеваний, при которых по заключению врачебно-консультативной комиссии медицинского учреждения проживание с ними в одной квартире невозможно;
одинокие матери;
многодетные семьи;
семьи (молодые и неполные) при рождении близнецов;
молодые семьи, имеющие право на получение субсидии за счет средств федерального бюджета в соответствии с подпрограммой "Обеспечение жильем молодых семей", входящей в состав федеральной целевой программы "Жилище" на 2002-2010 годы, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 28 августа 2002 года N 638;
ветераны боевых действий на территории Российской Федерации и территориях других государств;
участники ликвидации последствий радиационных аварий и катастроф;
участники Программы, участвующие в ссудонакопительной системе финансирования Программы;
собственники комнат в квартире, заселенной несколькими семьями, не связанными между собой родственными отношениями, в случае возможности приобретения юридическим лицом для указанных участников Программы комнат у других собственников комнат, проживающих в данной квартире, если в результате такого приобретения квартира становится отдельной.
(Части два - пять в редакции, введенной в действие с 25 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2005 года N 334-43, - см. предыдущую редакцию).
Порядок оказания государственной поддержки в строительстве (реконструкции) или приобретении жилья в рамках Программы, а также порядок отбора участников Программы с учетом даты постановки их на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий устанавливается Администрацией Санкт-Петербурга.
(Абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2003 года Законом Санкт-Петербурга от 11 ноября 2003 года N 635-95, - см. предыдущую редакцию).
Программа разработана на основе изучения жилищной проблемы молодежи и предлагает создание финансово-правового и организационного механизма оказания в 2003-2012 годах государственной и иных видов поддержки участникам Программы в строительстве (реконструкции) и приобретении жилья (абзац в редакции, введенной в действие с 25 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2005 года N 334-43, - см. предыдущую редакцию).
С началом рыночных преобразований происходит постепенный переход от бесплатного предоставления жилья очередникам, как основной формы помощи гражданам со стороны государства в решении жилищной проблемы, к развитию иных подходов, один из которых - приобретение жилья в рассрочку. Особенно актуален данный вид приобретения жилья для участников Программы, которые не имеют значительных накоплений для приобретения нового жилья, но имеют устойчивый, в потенциале растущий доход и которые не выйдут из трудоспособного возраста до окончания выкупа молодыми гражданами построенных (реконструированных) квартир (абзац в редакции, введенной в действие с 25 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2005 года N 334-43, - см. предыдущую редакцию).
По статистическим данным Комитета по молодежной политике и взаимодействию с общественными организациями Администрации Санкт-Петербурга, более 80 процентов молодых граждан не имеют собственного жилья. Как показывают результаты социологических опросов, среди причин, по которым молодые семьи не желают заводить детей, на первом месте стоит отсутствие перспектив на приобретение жилья. Почти 50 процентов браков молодых граждан распадаются, средняя продолжительность таких браков - 3,1 года. Жилищные проблемы оказывают негативное воздействие и на другие аспекты социального состояния молодежной среды, в том числе на здоровье, образование, организацию досуга.
Учитывая, что из общего количества семей, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, 10 процентов составляет молодежь, а всего количество семей в Санкт-Петербурге, состоящих на указанном учете, составляет более 300 тысяч, количество нуждающихся в улучшении жилищных условий молодых семей ориентировочно составляет 30 тысяч семей, в том числе 52 процента из них (15,6 тысячи) готовы решать свои жилищные проблемы на основе рыночных отношений, но при частичном содействии государства.
Настоящая Программа призвана создать финансово-правовой механизм, обеспечивающий строительство (реконструкцию), а также приобретение доступного жилья для молодежи с минимальным привлечением средств бюджета Санкт-Петербурга (в виде освобождения от перечислений на развитие инфраструктуры Санкт-Петербурга на период реализации Программы), и обеспечить жильем к концу реализации Программы около 1500 молодых семей. Для обеспечения жильем такого количества молодых семей за счет средств бюджета Санкт-Петербурга потребовалось бы 662 млн.рублей (исходя из принятых в Санкт-Петербурге норм предоставления жилой площади, средний размер квартиры для молодой семьи составляет 62 кв.м; принимаемая стоимость 1 кв.м жилья - 7250 рублей), в то время как общий объем финансирования Программы за счет средств бюджета Санкт-Петербурга (в виде освобождения от перечислений на развитие инфраструктуры Санкт-Петербурга на период реализации Программы) по расчетам составит 120 млн.рублей (абзац в редакции, введенной в действие с 30 ноября 2003 года Законом Санкт-Петербурга от 11 ноября 2003 года N 635-95, - см. предыдущую редакцию).
Таким образом, к концу реализации Программы на 1 рубль вложенных средств бюджета Санкт-Петербурга (в виде освобождения от перечислений на развитие инфраструктуры Санкт-Петербурга на период реализации Программы) по расчетам будет приходиться 5,5 рубля внебюджетных средств.
Программа предполагает мобилизацию средств молодых граждан, но на первом этапе средства на ее реализацию предусматриваются в бюджете Санкт-Петербурга как субвенции за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на строительство (реконструкцию), а также приобретение жилья для молодежи (абзац в редакции, введенной в действие с 25 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2005 года N 334-43, - см. предыдущую редакцию).
Абзац исключен с 30 ноября 2003 года Законом Санкт-Петербурга от 11 ноября 2003 года N 635-95 - см. предыдущую редакцию.
Реализация Программы создаст условия, при которых Программа через шесть лет станет самофинансируемой, объединит в себе элементы системы ссудонакоплений, российских жилищно-строительных кооперативов (далее - ЖСК) и обеспечит их единство с процедурами долевого участия граждан в строительстве жилья (абзац в редакции, введенной в действие с 25 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2005 года N 334-43, - см. предыдущую редакцию).
Ссудонакопительная система финансирования Программы (далее - ссудонакопительная система) представляет собой финансовый механизм, позволяющий привлечь внебюджетные средства (средства участников Программы, вносимые ими до вселения в приобретаемое в рамках Программы жилое помещение) посредством инвестирования их в Программу, в целях последующего приобретения жилья указанными участниками Программы с рассрочкой платежа в соответствии с положениями Программы.
(Абзац дополнительно включен с 25 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2005 года N 334-43).
Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга в целях финансирования Программы, в том числе через ссудонакопительную систему, устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
(Абзац дополнительно включен с 25 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2005 года N 334-43).
Учитывая, что Программа имеет социальный характер, предоставление юридическому лицу объектов недвижимости для строительства (реконструкции) жилья в рамках Программы осуществляется целевым назначением в установленном порядке. При этом юридическое лицо подлежит освобождению от перечисления средств на развитие городской инфраструктуры.
(Абзац дополнительно включен с 25 июля 2005 года Законом Санкт-Петербурга от 6 июля 2005 года N 334-43).